Отчеты

Веревки «Аскан»
Туюк-Су (Тянь-Шань)

Пик Ленина в августе 2013 года. Экспедиция с Уральским Высокогорным Клубом под руководством Юры Ермачека
16.08.2013 - 06.09.2013

Пик Ленина в августе 2013 года
Автор рассказа: Ира Ива.
Авторы фотографий: Катя Гусева, Надя Храмова, Владимир Ильич Окопный.

Наша «связка четвёрка» вылетала из Москвы не всем составом одновременно, а по частям. Я перед экспедицией провела двухнедельную смену в альплагере Дугоба, правда это мне особо не помогло. А начиналось всё вот так: три часа ночи, к десяти часам на работу, а потом сразу в аэропорт, а в мастерской пол ровным слоем завален вещами. Не умею быстро собираться.
Потом всё конечно наладилось: перевес в десять кило, маленькая ручная кладь в двадцать, проход традиционного контроля в аэропорту в куче тёплой одежды и в пластике. И вот наконец Дугоба.
Тренировки, восхождения, подходы. На сборах было много народа, который поступил так же как я, поехав сначала в Дугобу, а потом на Ленина.

Посвящение новичков, которых было всего:…две слабые, беззащитные девушки…, одна из которых КМС по скалолазанию Аня Минаева из Екатеринбурга, а другая – Света Рыбальченко, гляциолог с Сахалина.
И ещё мы праздновали день рождения инструктора нашего отделения Сергея Стаценко. В связи с этим маленький подарок: киргизский колпак и открытка с шаржем :)

Сборы в Дугобе пролетели как один день, и вот уже мы отправляемся обратно в Ош. Впереди десять минут езды на чудесном маленьком грузовичке, сколько-то там километров ходьбы вокруг узбекского анклава под прицелом узбекских снайперов и часов восемь езды на автобусе.

А в это время в Оше Катя Гусева, Женя Ива и Кузя Храбров, благополучно преодолев перелёт Москва-Ош, начинали акклиматизацию.
Пару дней ребята гуляли по Ошу, лазили по Сулейманке и ходили в общественный городской бассейн. Бассейнов в Оше много :) Справку от врача приносить не нужно, а в некоторых из них вода такой же температуры как в реке. Но всё равно очень здорово.

В Оше мы жили на террасах. Это «очень простая» гостиница около стадиона, удобства на улице и почти сохранён колорит СССР. А местный дедушка, который там всем заправляет, рассказывал, что раньше у него останавливалось много альпинистов и всяких других спортсменов. А когда услышал про альпклуб МГУ, то сразу рассказал про то, что и Хохлов у него жил. Но время сейчас у них тяжёлое, поэтому на территории гостиницы вместе со спортсменами мирно соседствует «сауна с услугами».

28 июля рано утром вся экспедиция, примерно 40 участников из разных городов, 3 инструктора и 1 повар, стартовала из Оша в долину Ачик-Таш (3600м), где находится 1-ый базовый лагерь.

Дорога в Ачик-Таш заняла наверное часов 10-12 со всеми остановками, починками и перекусами. Сначала мы спали, потом было красиво :)

Сама долина Ачик-Таш производит впечатление: сильное – если в горах совсем недавно и грустно-ностальгическое – если в горах давно. Но там много интересного: заброшенный советский лагерь из деревянных домиков, юрты с предприимчивыми киргизами и куча лагерей с альпинистами из разных стран и просто какими-то загадочными личностями. Но главное это атмосфера!

Мы провели в Ачик-Таше 2 ночи. Кто-то гулял, кто-то рисовал, кто-то фотографировал. Один из 40 участников уехал домой.

Дорога из Ачик-Таша (3600м) до 2-ого лагеря (4400м) занимает примерно день. У всех по-разному. Для нашей экспедиции лагерь на 4400 стал 1-ым, т.к. мы не спускались отдыхать в Ачик-Таш. Так и называли лагерь 4400 первым :). Не знаю правильно это было, с точки зрения акклиматизации, или нет. Я чувствовала себя хорошо, Катя и Женя тоже, ну а Кузя тем более… Догнать Кузьму было просто нереально :)

Через три недели мы возвращались тем же путём, только всё было под полуметровым слоем снега, выпавшим за одну ночь.

Пришли, поставили свои палатки, навес, где у нас была столовая, палатку-кухню, где готовила Ксеня – повар экспедиции. Лучше всего ей удавались салаты и варёные яйца :)

Нашему рациону позавидовал бы любой вегетарианец :) Но в целом было нормально.
На следующее утро мы сфотографировались всем составом, только Юры нет на фото, он фотографировал.

Потом мы разделились на три отделения, в каждом из которых было по три-четыре связки по четыре-пять человек. Примерно так… К нашей связке (Кузьма, Катя, Женя и я) периодически присоединялся ещё один кто-нибудь, но все они постепенно отваливались… Первый акклиматизационный выход состоялся у нас через пару дней. Погода была почти замечательная: проливной дождь и почти никакой видимости :)

Из лагеря 4400 в лагерь 5400 обычно ходят в связках, так как там закрытый ледник и много трещин. И ходить в связке на высоте нам было очень не просто :) Кузьма бежит, Женя просит помедленнее, а мы с Катей в середине пытаемся им обоим угодить :). Кажется первые два выхода мы всё по-честному прошли в связке, а вот на третьем, где-то в середине, сжалились над Кузей и отпустили его бежать вперёд… Вообще, там много народу бегает просто так с палками, но… каждый сам выбирает. Я бы одна без связки там не пошла.
И вот мы добрались до лагеря 5400. Всем было не очень хорошо…

Но нехорошо было всем по-разному… Кузя прибегал быстрее всех, минут 20-30 умирал, потом приходил в себя, Женя просто тихонечко умирал всё время, поэтому вся тяжёлая работа ложилась на наши с Катей хрупкие плечи :)

В первый выход мы переночевали на 5400 одну ночь и спустились отдыхать, оставив наверху палатки, кое-что из продуктов и из снаряги. На следующем фото на первом плане наша палатка. Все участники экспедиции жили в таких же палатках по 4-5 человек, но в идеале жить надо вчетвером, особенно на высоте. Палатки весьма устойчивые. В лагере на 6100 потом был очень сильный ветер, много палаток порвало, какие-то даже сдуло. С нашими всё было в порядке, только у одной порвался вход, но она старенькая была :)

А дальше был спуск вниз. На следующем фото место под названием «Сковорода».

На этом спуске одна из наших связок улетела в трещину. К счастью всё обошлось. Но было страшно смотреть, а потом очень смешно вспоминать. Эта связка на спуске шла сразу за нами. Такие здоровые мужики-альпинисты :) Наша связка в тот момент состояла из трёх девушек (Катя, я и Света Рыбальченко с Сахалина) и двух альпинистов (Кузя и Женя). Мы осторожненько с дрожащими коленями перелезали через одну из самых широких трещин на пути, поэтому связка «летунов» (так их прозвали потом) мужественно постраховала нас. А после того как Женя, он шёл последним, спустился со снежного моста. Первый участник мужественной связки сиганул в трещину, а за ним второй, двум другим удалось зарубиться только благодаря тому, что нижний приземлился на снежную пробку. Тут уже подоспела связка во главе с инструктором нашего отделения Русланом Колуниным, они повесили верёвку и достали ребят из трещины.

На следующем фото та же трещина, только уже с лесенкой, которую положили перед скоростным забегом на Ленина для настоящих спортсменов. Но нам тоже удалось ею попользоваться :)

На следующем фото инструктор нашего отделения Руслан Колунин. Сразу чувствуется – сила и мощь в одном лице :)

Внизу на 4400 каждый развлекался как мог :)

Пару дней отдыха, какие-то там перетасовки по палаткам и отделениям, кто-то уже уехал домой… И вот второй выход. По плану: ночёвка на 5400, ночевка на 6100 и спуск на отдых. Погода уже гораздо лучше. Для меня этот выход по ощущениям был самым лёгким из трёх.

Кузьма по традиции первый!

На другой день мы все пошли на 6100 (Раздельная). Каждый в своём темпе. Стоит ли говорить, что Кузьма прибежал наверх первее всех-всех-всех, даже обогнал по дороге девушку, участвовавшую в скоростном забеге «X-Race-как-то там», проходившем в этот день.

На Раздельной 6148м. На фото мы с Катей и Кузьма слева отдыхает на рюкзаке, Женя ещё не пришёл.

На Раздельной с Женей произошла очень смешная история. В составе нашей экспедиции был участник по имени Владимир Ильич Окопный (глециолог, профессор и лет ему тоже не мало, но бегал он побыстрее, чем многие из нас). Каждый вечер мы все мерили температуру, а градусник естественно один на всё отделение. Возьмёшь его у инструктора, вся палатка померяет температуру, и несёшь в другую палатку. Так вот Жене нужно было вернуть градусник в палатку, где жил Владимир Ильич. Не знаю, почему он решил кричать именно его имя, а не кого-нибудь из его соседей. Но картина получилась очень забавная. Все уже сидят по своим палаткам, а там их было очень много, а Женя ходит по лагерю и зовёт: «Владимир Ильич! Владимир Ильич!» Ответов было много :)
На следующем фото Владимир Ильич Окопный.

Переночевали мы одну ночь на 6100 и пошли вниз… Вообще пока там ходишь туда-сюда в голове крутятся всякие пословицы-поговорки-загадки вроде: «Наша песня хороша – начинай сначала» или «Туда-сюда-обратно – тебе и мне приятно»… Вторая кстати больше подходит :)

И опять отдых внизу.

Опять каждый развлекается как может :)

Но погода нас не балует. Град.

Сплетничаем с Катей в палатке под шум дождя и града, чтобы никто не услышал :)

Третий выход начался вполне себе ничего. Предполагалось, что он закончится штурмом вершины. Вобщем-то он им и закончился. Вышли на штурм с Раздельной часа в четыре утра. Вокруг темно, ветер, звёзд не видно. Я прошла метров 20 от палатки, остановилась, огляделась и пошла назад. Восхождение при таком ветре может и возможно для какого-нибудь матёрого альпиниста, но явно не для лёгкой девушки. Женя вернулся часа через три. А Катя с Кузей боролись до последнего, дошли до 6700, где Руслан вышел на связь с Юрой, и было решено идти назад. Катя с Кузей пришли в палатку примерно в 11 утра и выглядели не очень…
Наша связка-четвёрка решила уйти вниз. Хотя на следующий день планировалась ещё одна попытка, но погода явно не хотела улучшаться. У меня были конечно сомнения… Использовать все возможности и т.д. и т.п. Но во-первых без ребят идти мне не хотелось, а во-вторых проведя опрос по лагерю по поводу прогноза погоды, я решила тоже пойти вниз. И это оказалось ОЧЕНЬ правильно. На следующий день всё стало намного хуже. А ещё через день навалило столько снега, что было ощущение, что мы даже до Ачик-Таша не дойдём.

12-14 часов назад. Радуга :)

Но всё обошлось. Идти оказалось нормально, лошадки протропили нам дорожку, а красота вокруг была просто как в сказке.

Снег лежал даже в Ачик-Таше.

И вот наконец мы сняли рюкзаки, больше не надо будет никуда идти, лезть, мёрзнуть, мучится головной болью и тошнотой, стирать ноги, ходить в грязной одежде, есть из не очень чистой посуды, ходить в туалет у всех на виду, рискуя при этом провалиться в трещину, не мыться неделями… И так грустно-грустно от этого :)

А дальше была розовая гитара, кумыс, дорога в Ош, прогулки по Ошу, городской бассейн с ледяной водой, арбузы, дыни и персики, ресторан «Царский дворик» и самолёт.

Инструктор дружественного отделения Сергей спит в «Царском дворике».

И мы вечером там же…

И Катя и Надя Храмова с Пазилдой. В Ачик-Таше мы жили вокруг его юрты, он организовывал заброску на лошадях и готовил нам замечательный плов.

Катя с Кузей в аэропорту.

Такой замечательный загар УВК Горец может организовать в любое время года.
И в заключении, хочу сказать огромное спасибо Юре Ермачеку за это необыкновенное приключение, и за предыдущие тоже :)
Солнечный человек с солнечной батареей!