Дугоба - повторение пройденного. Сезон коротких перебежек (отчет о сборах в горах)
15.09.2008 - 24.09.2008

Надежда МодестоваОтчет об осенних сборах в горах в ущелье Дугоба в сентябре 2008 года  с Уральским высокогорным клубом.

Автор - Надя Модестова, г.Снежинск.

Полезла вытаскивать вещи и увидела, что Ермачек сидит в дальнем углу, возле грузового тамбура, и как ни в чём не бывало бреется какой-то жужжалкой на батарейках (это в палатке-то, на высоте 4800 метров!)!..

15 сентября 2008 г., понедельник. В двойке всё по-другому. Там всё зависит только от тебя. Там ты постоянно должен принимать решения.
Снова мы формально числимся в одном отделении СС. Юра переминается с ноги на ногу под рюкзаком. Пока еще чистый, не обросший и даже в нарядной голубой рубашке. Ждёт, когда Лёха наконец-то соберет вещи. Сегодня, в первый же день, парни собираются на подход, да еще и сразу на пятерку в двойке. А что?! Юра Ларионов только что из "Ала-Арчи", а Лёша Курочкин вообще проторчал в горах почти всё лето, и вот только что вдвоем с Ю.В. Ермачеком взошел на пик Ленина. Так что акклимуха у обоих зверская, и в планах у ребят завтра Калькуш, 5А. Ну, а потом..
Та же тревожная искра в чайно-карих глазах. Он снова хочет лезть на рожон со своей идеей фикс, с Этой Горой..
-Юр, а может, ну её на фиг?!. Если явно не пускает..
Нет. Упрямство - страшная сила. В этот миг мне показалось, что мы оба предвидели результат заранее, уже сейчас.
В 15-00 двойка ушла на подход к п.Сельского. Остальные полсотни участников обживаются в новой для большинства из них обстановке альплагеря "Дугоба". В автобусе ходили слухи, что инструкторов на такую толпищу не хватит, и я уже морально настроилась ходить самостоятельно. Однако нас, семерых 2-разрядников, взял под крыло руководитель сборов Юрий Ермачек. Виктору Суворову и Светлане Смайкиной достались паровозы новичков, а Сергею Стаценко и Игорю Гамоцкому - отделения 3 разряда.
В нашем отделении (помимо ушедшей самостоятельной двойки) трое друзей из Ижевска: Миша Мохирев, Вадим Роголев и Андрей Широких, а еще Ира Быстрова из Москвы и я с Урала.
До обеда общались, разбирали снаряжение, составляли планы. Ижевцы делятся впечатлениями от занятий у Дмитрия Павленко: в «Ала-Арче» он гонял их в хвост и в гриву и очень многому научил по технике. Парни в восторге. По-белому завидую и серьезно задумываюсь.
В 15-30 пошли на скальные занятия, куда-то в район старого альплагеря «Дугоба». Юрий поделил нас на две связки: мы с Андреем в двойке, а Вадик, Ира и Миша - в тройке. Скалы попались грязные и развалюшные. Как обычно, долго решалась, прежде чем полезть. Кое-как справилась с нижним ключиком, выше оказались грязные плиты, станции на деревьях и много обходов. Лазили до 19 часов.
Вечером выпустились на Малый Замок, 2А. Завтра туда же собираются Гамоцкий и Стаценко. Сторговались, кто за кем и с каким интервалом выходит, чтобы не толпиться на гребне.
В темноте ушла на реку заклинать погоду. Так случилось, что весной один чудесный друг подарил мне киргизский музыкальный инструмент, а летом еще один научил играть «Песню Солнца». По странному совпадению они носили одно имя и были непохожи, как Земля и Огонь. Они дали мне мотив, с которым теперь, когда настала осень, я вернулась к нашим Горам.

16 сентября 2008 г., вторник. Встали в 04-20, в 05-40 вышли самостоятельной группой на Малый Замок, 2А ск. Наш инструктор пошел под Калькуш наблюдать за пятерочниками Юрой и Лёхой.
В 06-00 мы дошли до второго моста, обогнули кош, разбудив пастушьих собак, а рассвет и не думал начинаться! Хорошо, что светила луна. До 06-30 шли с фонарями. Надо же, осенью рассветает позже на целый час по сравнению с весной!.. А вечером темно уже в 20-00.
Поднялись по руслу реки, нашли и обошли 'пробку' - громадный коричнево-желтый камень размером с избу. Подключив зрительную память, удачно сориентировалась и вспомнила, где именно мы поворачивали весной на склон к Малому Замку. Продрались сквозь шиповник и арчовник, взобрались по сыпушно-земляному склону. У начала маршрута были по графику, в 08-20. С соседних скал нас безмятежно разглядывали горные козлы.
Солнечно и тепло. Маршрут изменился! Снега по правой стороне гребня нет, зато есть мощная тропа. Бежится одновременно. Первый ключ вызвался лезть Андрей, дальше улез Миша, а с предвершинного жандарма мы пошли снова одновременно, и в 10-38 были на вершине. Ели, пили, фотографировались. Поспорили: искать путь спуска самостоятельно или дождаться Стаценко (он здесь был и спуск знает точно, а я еще на земле предупредила, что по дороге вниз могу плутануть). Всё-таки решили попробовать сами: мы же спортивная группа или где?!
Набитая тропа проскакивает мимо правильного кулуара и уводит к сбросам. Стоп-кадры в глазах - весенние фотографии: вот склон с тропой, вот я над 'воротами' первого кулуара. Ныряем в первый провал направо, из него выходим траверсом влево к верховьям леса. Техническое примечание: Отсюда, с зеленого плеча, в лес убегает тропинка и ведет вдоль всего скального отрога. Вот так и надо было траверсировать слева под скалами, даже где неявно и бурелом (а перелезать на заманчивую желтую сыпуху не надо: там сбросы!)!. В конце отрога есть отдельно стоящий жандарм - за него нужно вильнуть направо и по пологому склону уходить вниз на травяное плечо с видимым сверху кулуарчиком-тропой, которая выводит в сухое русло над 'пробкой'.
В лагере мы были в 13-25. Обед, отдых. Около 15 часов спустился Стаценко, еще через час с небольшим - Гамоцкий, который правильно ушел по нашим следам в первый спусковой кулуар, но по нашим же следам 'крутанулся' на желтой сыпухе.
Прилегла подремать в комнате - разбудили топот и шуршанье. Так и есть: МЫШЬ ! Мелкая и наглая. Сон как рукой сняло. Я пошла на улицу, нажаловалась на микки-мауса народу, отдыхавшему на лавочке после восхождения. Но оказалось, что эта зараза водится у всех, кто живёт в корпусе. Обсудили разные способы ловли вредителя, но решили, что 'пусть живёт'. И мы с Дашей пошли лазить траверсы по каменной кладке на стене дома.
Вечером продолжение бесед на лавочке. Оказывается, в автобусе Игорь 'нагрел уши' и запомнил мой эмоциональный рассказ про связку френдов, которую наши ребята случайно выбросили весной. И теперь он хочет вести свое отделение на тот самый маршрут, где это произошло, чтобы френды найти, подобрать и присвоить. Слёзно умоляла его сходить лучше на другой маршрут и присвоить оттуда, если хочет, мой личный якорный крюк, но расчетливый инструктор не соглашался.
Вчера мы с Ирой, изучив привезенные от пограничников паспорта, обнаружили интересный расклад. В нашем отделении инструктор Ермачек по знаку Зодиака - Дева, Миша - Телец, Вадик - Козерог, а Ира, Андрей, Лёха и я - Рыбы. Из гармоничного в целом (с некоторыми оговорками!) сочетания Земных и Водных знаков выбивался только грустный Воздушный Близнец Юрка. Но, в общем, открытие внушало оптимизм: наш коллектив предрасположен к взаимопониманию и сотрудничеству.

17 сентября 2008 г., среда. Встали в 08-00, рассчитывая в 11 часов выходить на п.Сельского. Но в 10 часов в альплагерь спустился Ермачек. Рассказал, что 5А пролезли удачно, зато на тропе от п.Сельского вдоль реки он еле отбился от собак. И еще, что выход у нас после обеда.
Раз появилось время, то в полдень ижевцы собрались полазить на пробитой шлямбурами трассе, а я увязалась за ними фотографировать. Андрей штурмовал заглаженную плиту. Она почти без зацепок, и говорят, что ее даже крутые скалолазы не могут пройти онсайтом. Потом забрела в старую "Дугобу", где на спортплощадке Даша с товарищем по отделению подтягивалась на ржавой лестнице. Попробовала тоже - получились стандартные 10 раз, хотя и давно не занималась.
Вышли в 15-30. Небо захмурилось. Увядшая желтая трава и красно-рыжие остатки листьев на кустах напоминают о том, что всё-таки осень. Лишь арча всё такая же густая и зеленая.
На п.Сельском в заброске продуктов как-то немного. Готовим ужин из того, что есть. Строим планы. Гамоцкий перехватил у нашего отделения очередь на Мехнат, 4А: его участники вот-вот закроют 2-ой разряд, и он хочет сразу же вести их на четверку. Которая нам тоже нужна! Так и не поняла, что они там с Ермачеком по-инструкторски решили между собой.
Вечером играю 'Песню Солнца' среди арчи. Нам так нужно солнце на завтрашнее восхождение!
Ночую в перкалевой двускатке с Юрием и Ириной Ермачеками. У Вадима, Миши и Андрея своя желтая палатка, Ира подселяется еще к кому-то. Самостоятельная двойка - Юра и Лёша - еще до нашего прихода переселилась под Мехнат и начала осаду этой крепости.

18 сентября 2008 г., четверг. Встали в 04-30, вышли в 06-00. Идем на Дугобу, 3А ск. На склонах, где весной было по колено снегу, теперь каменные поля и видна хорошая тропа. В 08 часов были под маршрутом. Ясное небо и ледяной ветер. Вдруг Ира замерла: -Что это?!
Гул и шипенье прокатываются с неба по горам. Весной этот звук, слишком напоминающий лавину, постоянно заставлял нас оглядываться. Осенью мне достаточно сделать глазами «контрольный выстрел» по бесснежным склонам (привычка-то осталась!): - Самолёт.
Сдвоенный белый след вытягивается из-за гребня. Говорят, это америкосы летают со своей базы в Канте. Звук 4-моторных самолетов очень похож на звук лавин.
Одеваясь в обвязки, заодно натягиваем на себя всё, что есть тёплого и непродуваемого. Сначала идем в связке на одной веревке, потом вперед выходит Миша. Юрий поднимается вслед за ним на скользящем карабине и наблюдает, как лидер кладет точки и делает станции. Остальные, где возможно, идут на скользящем, где не очень - на жумаре. Впервые вижу технику скорачивания перил. На Кавказе нас такому не учили. Здорово экономит время!..
Несладко пришлось Андрею: ему выпала роль замыкающего, и тут-то выяснилось, что второй молоток забыли в лагере! Как-то он исхитрялся выколачивать крючья камнями. Удивительно, что таким первобытным способом он не смог выбить лишь один крюк, но все остальные собрал.
Маршрут шел то по логичному ребру, то по камину. Много живых камней. Один шарахнул Иру в плечо, но без последствий.
На вершине были в 13-30. Сфотографировались с флагом «Ural Highmountain Club Highlander» и поехали вниз по сыпушным единичкиным лифтам.
На п.Сельского попили чай, посовещались. Юрий и ижевцы хотят оставить тут все вещи и пойти вниз, чтобы отдохнуть в лагере, а завтра набрать продуктов и снаряги на четверку и вернуться. Я сбила ногти на спуске и не хочу домучивать их дополнительным гулянием вниз. К тому же из лагеря нет связи со здешними группами. Поэтому Юрий вручает мне рацию, и я остаюсь ночевать на п.Сельского. Ира долго сомневается, идти ей вниз или оставаться, но в последний момент всё-таки собирается и уходит с мальчишками в лагерь.
Между тем подходит 18 часов, время связи. Нажимаю тангетку:
- «Ижевск» на приёме!..
Интересно. Кем я только ни звалась в горах. Даже «Воронежем». И сейчас минутное колебание: «Ижевск» - это позывной нашего отделения. В то время как Ермачек, когда лично выходит на связь, пользуется индивидуальным позывным 'Горец'. Сегодня на вершине, в ответ на замечание кого-то из ребят, он так гордо и заявил:
-Это ты «Ижевск», а я - «Горец»!..
Присвоить позывной инструктора в его отсутствие - во-первых, наглость. А во-вторых, именно ЗДЕСЬ, вот на этой поляне, когда-то появился мой собственный позывной. Наш на двоих с напарницей Настей. Который с весны я считаю Лично Своим Эфирным Именем - «Уралочка». Но на этих сборах могут помнить о нем, пожалуй, только Ермачек да Стаценко. Поэтому сейчас я работаю под коллективным именем 'Ижевск'.
Итак, на 18 часов местного времени 'Бишкек' (отделение С.Стаценко) нормально слез с Главного Замка и идет в альплагерь; 'Высотник' (отделение В.Суворова) спустился с Калькуша, 2А, и подходит к п.Сельского. «Мехнат» (двойка Ларионов + Курочкин) не отвечает. Вместо этого рация интеллигентным мужским голосом произносит:
- «Е-бург» на связи.
Это отделение И.Гамоцкого только еще подходит к дюльферам с Крестьянки, 3Б. Договариваемся с ним о связи в 20-00, остальным СК до 10 часов утра.
Вскоре притопали суворовские значкисты. Быстро стемнело. В 20-00 'Екатеринбург' всё еще на дюльферах. Перехожу с ним на прослушивание через каждый час. Пока я торчала у реки с радиостанцией, Света Смайкина обрадовала, что пришли наши мехнатчики. Ставим чай и кормёжку. Раз Ермачеки ушли вниз и я осталась одна в палатке, то Юра с Лёхой селятся туда же.
Холодно. Пар изо рта. Юра говорит, что наверху, под Мехнатом, вообще дубак. Ребята сегодня провесили несколько веревок и спустились ночевать 'в тепло', на п.Сельского.
В одиннадцатом часу лагерь затих. Высыпали звезды. Снова состояние дежа-вю: весной я уже ждала вот здесь вот так же людей с восхождения. И тогда мне мерещилось древнее племя, заря времён и снежные Горы. Кого я жду сейчас?..
Древнее племя светло-русых охотников не остановилось. Не вырыло землянки и огороды и не осело на одном месте. Оно насладилось ветром и красой Этих Гор и ушло дальше, своей дорогой, впитав глазами и сердцем всё, что ему повстречалось.
Так кого я жду теперь? Абсолютно других. Персонально - трёх кареглазых солнц: Дашу, инструктора Игоря и весеннего знакомца Андрея из Волгограда. Новых друзей.
В районе полуночи на дальних склонах появилась цепочка бело-голубых огней. Вот они исчезли в каньоне. Вот появились под ближним отрогом Дугобы. Можно считать, что «Е-бург» почти на Земле. В 01-10 подходят. Включаю проблесковый сигнал фонаря. Из леса умотанные силуэты с рюкзаками.
-С Горой!
Круглые от усталости девчоночьи глаза из темноты: 'Ага..'. Закопчённый чайник на каменный стол. Всё. Пуговицы старой палатки. Юркин вопрос из соседнего мешка: «Что, пришли ребята?» - «Пришли». Проваливаюсь в спальник и в сон одновременно.

19 сентября 2008 г., пятница. С чистой совестью дрыхну до 09-30, через полчаса вызываю по связи «Высотника': сегодня Светлана и Виктор ушли на Калькуш, 2А двумя отделениями, собрав всех оставшихся значкистов.
Солнечно, студёно из-за ветра. Лёха рано утром убежал в альплагерь мыться. Заняться особо нечем, и Юра зовет меня полазить болдеринг на скалах п.Сельского. Сначала я ленюсь, потому что холодно, а потом всё-таки собираю скальные тапочки и радиостанцию и взбираюсь вслед за ним по крутой тропинке, серпантином вьющейся между кустами арчи.
Здесь, наверху, появляется связь со значкистами. В 14 часов они сообщают, что находятся на вершине Калькуша и начинают спуск.
Скалы - заглаженный серый известняк. От него кожа на ладонях за несколько минут пересыхает и шелушится. Сначала лазим траверсы над землей. У меня ноги на трении скользят: на скальных занятиях засадила подошву песком, он въелся в поры резины и так и не отмылся. Лезть помогают мизера, скольчики, маленькие выемки и полочки.
Так, пробуя всё новые участки над землёй, мы постепенно продвигаемся вдоль основания скал влево. Наконец, Юра находит крутую плиту-стеночку 6-8 метров высотой и легко поднимается по ней до большой полки.
-Лезь сюда!
Мелкие игольчатые зацепки. Ничего не вываливается и не отрывается. Мне нравится такой рельеф. Понимаю, что Юрка специально заманивает меня на высоту без страховки, чтобы могла кое-что доказать самой себе. Но от уверенности в своих силах появляется азарт, и я с удовольствием взбираюсь вслед за ним наверх.
- Ты можешь ходить первой.
Мне не нужно отвечать: ни спорить, ни соглашаться. Он знает мою проблему. Я знаю, в чем проблема у него. И оба отлично сознаём, что справиться с собственными заморочками каждый должен самостоятельно. Лишь хочу надеяться, что славные ижевские ребята не обижаются на меня за «излишнее» внимание к человеку, который с нами даже не ходит. Дело в том, что мы с ним - половина того самого зачарованного отделения из волшебной дугобинской весны. Если точнее, мы двое - натянутая и довольно дисгармоничная диагональ в квадрате из четырех Стихий. И всё-таки, похоже, навсегда уже друг другу не чужие.
К вечеру отоспавшийся «Е-бург» и обе толпищи «Высотника» (кроме инструкторов) повалили с п.Сельского вниз, на базу. Пришли Лёха, Ира, Андрейка, Миша и Вадик. Говорят, пойдем 4А не на Мехнат, а на Узбекистан. Это пятитысячник далеко за перевалом. (Ура!.. Ой, ничего себе!..)
Юрий Ермачек поднялся к нам уже в темноте. Ужин и долгие рассказы-легенды-байки. Виктор говорит, что «мехнат» в переводе с узбекского означает «труд»  Что ж, похоже.
Ушла к реке играть «Песню Солнца»  Полное небо ослепительных звёзд. Какой-то зверек размером с белку следил за мной из-за камней. Свет фонаря отражался от его глазок диковато зеленым блеском.

20 сентября 2008 г., суббота. Холодное солнечное утро. Юра с Лёхой после завтрака утопали наверх, под Мехнат. Мы собираемся. Ермачек обозвал мой синтепоновый спальник «смертью туриста» и предложил владельцам пуха ради экономии веса соединить несколько мешков, чтобы взять их поменьше. Однако теплые коконы различных фирм состёгиваться никак не желали. В итоге, молнии совпали только у спальников Иры и Вадика. Решили, что мой мешок брать вообще не будем, а поселимся втроем в «коммунистический»
Выход планировался на 12-00. Но, начав собирать высотную палатку, которая осталась нам от новичков, Юрий обнаружил на ней огромный разрыв, больше метра длиной. Зашивание аккуратным «машинным» швом заняло много времени, поэтому стартовали мы только в 13 часов.
Шли всё время по орографически правому берегу каньона. Ледяной ветер. Как-то тяжело. По пути остановились перекусить.
В 16-20 дошли до мехнатских ночевок. На п.Сельского кто-то рассказывал, что обе четверки на Мехнат - это соответственно раздетые 5А и 5Б. Юрка говорит, что 5А на Калькуш была гораздо проще, чем 4А на Мехнат. Настроение у двойки сложное. Понимаю: не пройдут они. Не в этот раз, точно.
Мы прощаемся и уходим дальше. Где-то через полчаса, обернувшись, замечаю, что нас быстро догоняет человек. Один. Это Лёха. Забирает у меня мешок с железом. Говорит, что решил идти с нами, а Юра завтра сам снимет провешенные веревки. Вот теперь-то мне точно будет страшно.
Вечереет, опускается туман и начинается снегопад. В облаках мы забираем слишком сильно вправо. Видимость 30 метров. Лезем куда-то по скользким и крутым сыпушным взлётам, явно промахиваясь мимо перевала. Характерный стук в висках дает знать, что вскарабкались уже выше 4000 метров.
Наконец, в 19-30 устойчивый поток холодного ветра растаскивает тучи, и мы обнаруживаем себя на плече Акташа, причем по высоте уже на одном уровне с вершинами Мехната, Крестьянки и всей компании из этого хребта. Все горы вокруг запудрены свежим снегом и подкрашены закатным солнцем. Ничего себе, забрались!
Поворачиваем вниз, в сторону мехнатских ночевок. Но не доходим до них, потому что через полчаса наступает темнота. Прямо посреди морены находим маленькое озерцо воды. Чуть выше него разравниваем площадку для ночлега. И, поселившись всемером поперёк палатки, ужинаем и устраиваемся спать.

21 сентября 2008 г., воскресенье. На рассвете собираем ледяные дуги и задубевшую ткань «Канченджанги»  Отличная палатка. На дворе ясная и морозная зимняя погода. Выходим к леднику, связываемся. Вспоминаю снежную технику и кое-чему удивляюсь. Обходя трещины, одновременным ходом поднимаемся на перевал. Отсюда идет гребневая 2Б на Акташ. А за перевалом открывается другая страна: ледовый цирк и высокие снежные горы. Напротив и чуть вправо - мечта, глядеть на которую в упор кажется наглостью. Плечистая, с белым висячим ледником и с вертикалями желтоватых скал. Пик Узбекистан.
По жесткой сыпухе спускаемся с перевала. Пересекаем ледник. Пьем чай и едим перекус.
Гора начинается с простого снежного склона. Затем нудноватая сыпуха. Наконец, выходим на разрушенный гребень и связываемся. Идем тем же способом, скорачивая перила и поднося веревки. Иногда уворачиваемся от камней. Они, в основном, идут стороной. Но от одного угловатого «баскетбольного мяча» пришлось отпрыгивать и прятаться. Знакомая вонь серы, ударная волна. Мимо! Потом Миша сказал, что булыжник пролетел в метре от моей головы.
К сумеркам дошли до крутого снега. Перевалили за ледово-снежный взлет. Здесь, в выемке между снежным горбом и крупными камнями поставили палатку. Кажется, веревок восемь сегодня пролезли. Юрий говорит, что высота здесь примерно 4800 метров. Чувствую, мощности не хватает, башка потрескивает, и еда не лезет.
С едой получилось забавно. Из-за того, что семь человек в палатке - это почти как шпроты в банке, возможность двигаться и совершать манёвры с горелками и кастрюльками оказалась лишь у того, кто поселился самым первым, со стороны грузового тамбура. А первым и крайним поселился наш инструктор. Впрочем, он ни намёком не высказался про иерархию и субординацию, а спокойненько зачерпывал из тамбура снег и топил из него воду. Ребята вытащили заготовленный сюрприз - пузырек «бальзама»  которому был оказан теплый и быстрый прием.

22 сентября 2008 г., понедельник. Подъем в 06-00. В 8-00 продолжаем восхождение на Узбекистан (5100 м), комб. 4 к/тр. Рассыпушный гребень закончился вчера, а сегодня крутые ледово-снежные склоны чередуются со снежными перемычками и скалами покруче. Снежный обрыв вправо, на сторону ледника. Отсюда Акташ смотрится коричневой башней с острым конусом крыши и косыми полосами сыпушних лифтов. Скальный обрыв налево. Есть куда лететь.
С утра было солнце, потом натянуло тучи, пошел снег. Работать тепло, стоять - прохладно. Высота особо не давит, даже голова перестала болеть. Вот только быстрые движения вызывают одышку.
А маршрут чем выше, тем сложнее. И вершина-то уже близко!.. Веревка тянется траверсом через заснеженные полочки. Стоп. Стена. Издали было видно, что Андрейка, а за ним Юрий подошли к крутым скалам и остановились. Сначала Андрей попытался вылезти по желтым скалам справа. Как он сорвался, я не видела, потому что в это время подходила к станции. Ребята сказали, срывался два раза. Но не отступил.
Вылез он в другом месте - левее, по 10-метровой вертикальной стенке, залитой натечным льдом. Болельщики начали дышать снова лишь после того, как лидер выбрался на перегиб, за которым начинался положительный ледовый склон, и закрутил там бур.
Еще полверевки льда, траверс желтого жандарма - и в пятом часу вечера фигура в черно-желтой куртке победно вскинула руки на вершине пика Узбекистан.
К своей палатке сдюльферяли уже в полной темноте.

23 сентября 2008 г., вторник. Позавтракали, собираемся вниз. В палатке что-то тихо жужжит. Сунулась туда вытаскивать вещи и увидела, что Юрий сидит в дальнем углу возле тамбура и как ни в чём не бывало БРЕЕТСЯ (это в палатке-то на 4800)!!! Кусая губы, чтоб сдержать улыбку, выползла обратно.
Снег скрипит под ногами. Пасмурно. Сквозь серые тучи пробивается солнце, подсвечивает искры изморози в воздухе, отчего над Горами вырастают мерцающие столбы света.
От ночевки до места, где позавчера оставили лыжные палки на гребне, дюльферяли с 8-30 почти до 13 часов. Дальше пешком. Утомительный подъем на перевал: сыпуха оползает из-под ног. На седловине связываемся и спускаемся по снежной стороне.
Из белой Зимы возвратились обратно, в пожухлую Осень. Вышли на явную тропу. Я попросила ребят, чтобы не ждали. Во-первых, заблудиться тут негде. Во-вторых, это было заключительное восхождение сезона, и нестись во всю прыть вниз совсем не хочется. Наоборот, мне нужно остаться наедине с Горами, чтобы надышаться ими на прощанье. Больше всего на свете хочу сейчас молчания и одиночества.
Медленно спускаюсь к Мехнату. Отделение уже скрылось за перегибами морен. Из-за перевала нам вдогонку опускаются тучи. Палатки на мехнатских ночевках нет - значит, Юрка благополучно снял веревки и ушел вниз. Останавливаюсь и долго рассматриваю Гору. Вспоминается интервью Дмитрия Павленко, где он рассказывал, что в первый раз ходил 4А с двумя ночевками, а позже, начав ходить соло, пролез ее в одиночку за час с небольшим.
Правое ребро, 4А. На тёмных скалах Мехната мне чудятся два человека. Один, который, переделывая Есенина, распевал под гитару: «Я ношу «Кассиду» не для женщин..» (у него, действительно, была жёлтая «Кассида'). У другого была осанка восточного воина, и он носил жуткий мотоциклетный шлем. Эти двое пролезли здесь весной. Они это сделали.
Теперь, когда с плеча Акташа я разглядела вертикальный профиль мехнатского ребра, эта Гора кажется еще более мистической. От сильнейшей энергетики рождаются глюки. Ведь в Горах уходишь от всего. Внешний мир перестает существовать. Хорошо быть вот такими бродячими, молодыми и сильными 30-летними зверьми и гулять по диким Горам!.. И всё-таки мы возвращаемся.
Верхний край мехнатского «кирпича» закрылся тучами. Всё-таки надо идти. Надо спускаться. Я знаю, что радость от Горы, на которой мы побывали вчера, долго еще будет догонять меня. Пять тысяч метров, сбывшаяся мечта.
-Спасибо.
Тропинка вьется по голым склонам с пожухлой травой. Сыплет снег. Все эти дни я помнила о «Песне Солнца»  Вот только сил и времени на нее не хватало.
Проходя мимо Дугобы, увидела, что по сыпушным лифтам с нее спускается народ. Человек десять. Наверно, значкисты лазили 2Б. Они были еще высоко, к тому же на другом берегу каньона. Но тут проснулась и спохватилась спортивная гордость, и на всякий случай я ускорила шаг, чтоб не догнали. На п.Сельского вышла в седьмом часу вечера. Сказала Юрию и Виктору, что следом спускается группа.
По дороге в альплагерь пришлось сначала отбиваться от двух собак, а потом увиливать от пастуха, который назвался Шуриком и предлагал то проводить до лагеря, то оставить ему телефончик, то чтобы я уговорила «начальника Юру» купить у него барана. Но я удачно удрала в темноту, вежливо с ним поболтав, однако не оставив ни малейших перспектив.
В 21-40 пришла на базу. Ира сказала, что в бане сейчас как раз девчонки. За 4 дня в снегах я, оказывается, настолько отвыкла от тепла, что в парилке показалось невыносимо жарко и душно. Даша посоветовала прыгнуть в бассейн. Впервые в жизни нырнула в горный водоём с головой. Вода была обжигающе ледяная. Изумительно!

24 сентября 2008 г., среда.
Солнечно, прохладно. С утра Ира и еще несколько девчонок с детьми уехали на «Газике» вниз, по домам. Остальные уезжают завтра. Отдых, лентяйство и сборы домой. Поджидаем группы, которые еще завершают свои спортивные цели. Готовим полосу препятствий для посвящения новичков. В смысле карнавальных костюмов «горняшек» отличились девчонки из Новосибирска: Оля с ног до головы обмоталась полосками скотча и бумаги, как мумия, а Ксюша соорудила себе юбочку из стопперов, гекс и других красивых железок.
Явился одичавший и оголодавший Юрка Ларионов. Рассказал, что после неудачи с Мехнатом пошел в разнос: сбегал несколько гор в одиночку, потом пристегивался к разным отделениям и ходил с ними. В общем, сумел направить энергию и акклимуху в мирное русло. Зато с этого дня (и в Оше, и в микроавтобусе по дороге в Бишкек, и в поезде до самого Екатеринбурга) он непрерывно что-то лопал и, сверкая глазами, повторял: «Какой я голодный!»
Даша Жовба, Андрей Гридчин и их товарищи закрыли второй разряд. Игорь Гамоцкий оказался единственным инструктором, который в горах не брился (Света не считается!) и к концу смены зарос, как дикобраз - то есть до нормального облика сурового альпиниста.
Вечером был большой праздник с пловом, арбузом и тортами. И с песнями под гитару до самого утра. Это казалось таким хорошим финишным аккордом. Казалось, мой Сезон Коротких Перебежек, состоявший из целых трех выездов в Горы, завершался логичной точкой этого прощального вечера в "Дугобе".
Дальше наш неудержимый Юрий Ермачек собирался снова на Монблан и в путешествие по Непалу (кстати, в поезде он сказал, что на Узбекистане мы промахнулись и вместо 4А прошли 4Б). Нужно было смириться с мыслью, что для меня в это году разъезды по Горам закончились, НО..

Я не могла и представить, что всего лишь через полтора месяца ижевцы устроят сборы у нас на Урале (в Свердловской области), и я снова увижусь с Андрейкой и Мишей. Что познакомлюсь с их земляками и с Димой Павленко. Что мы с ребятами снова будем несколько дней подряд тренироваться, лазить в кошках по заснеженным скалам, где у каждого будет возможность отработать роль первого, второго, третьего и замыкающего в связке. И там посреди ночи на вершине уральской горы Волчиха я неожиданно найду еще одного нашего дугобинского приятеля..
Но это уже совсем другая история.

Надя
(сентябрь-ноябрь 2008)

Подробную информацию о планируемых УВК сборах и восхождениях на текущий год всегда можно найти в разделе Планы.

Наш отряд

На маршруте

Ирина Быстрова

На посвящении ...

Надежда Модестова в Киргизском костюме

На вершине

Информация по летним и осенним сборам в Дугобе на сайте размещена вот тут: